25 февраля 2024 года завершила работу историко-документальная выставка «Где каждый камень — памятник героям… Сталинград. 1924 – 1967», посвященная 80-летней годовщине со дня освобождения города.

Выставка была открыта 30 ноября 2023 года в художественной галерее ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте. Ее организаторами выступили: Российское историческое общество и Федеральное архивное агентство. Куратор проекта — Российский государственный архив новейшей истории. Выставка и каталог были подготовлены при финансовой поддержке фонда «История Отечества», генеральный спонсор проекта — ПАО «Транснефть». Оператор выставки —фонд «Связь Эпох». Архитектор — Алексей Подкидышев.

Первоначально проект задумывался как историко-документальный. Его основу должны были составить архивные материалы, а целью – показать, как воссоздавался из руин город, стертый с лица земли в боях Великой Отечественной войны.

Историческая судьба Сталинграда — это история идей и устремлений, которые становились мобилизационной и вдохновляющей силой для нескольких поколений наших соотечественников. В 1924 г., когда Поволжский Царицын переименовывали в Сталинград, он стал настоящим полигоном для материального претворения в жизнь социалистических представлений об идеальном городе. В 1929 г. на объединенном пленуме городского совета прозвучало: «Сталинград… должен стать образцовым, подлинно социалистическим городом, о которых много писалось и говорилось, но которых еще нет». В 1931 г. Сталинградский горсовет принял проект «большого Сталинграда», в основу которого был положен синтез социологических концепций урбанизма и дезурбанизма. Проект детальной планировки города предусматривал строгую иерархию пространства, и в частности центральную площадь с Домом Советов, к которой велипарадный проспект, монументальная лестница, пропилеи и триумфальные арки. К концу 1930‑х гг. Сталинград превратился в витрину советской индустриализации.

Однако, в процессе работы изначальная концепция претерпела значительные изменения: выявленные материалы диктовали иной подход. Сталинград восстанавливался благодаря организационной деятельности партийных и государственных органов, самоотверженному труду жителей Сталинграда. В то же время, с февраля 1943 года, в своих мастерских вели проектную деятельность, связанную с восстановлением города такие архитекторы, как А. Щусев, Б. Иофан и другие крупные мастера, архитектурные поиски которых опирались на довоенный план застройки города. Массив архивных документов был дополнен многочисленными визуальными материалами от постановлений Политбюро ЦК ВКП(б), стенограмм совещаний, связанных с градостроительными дискуссиями в период развертывания советской индустриализации и конструктивистских проектов образцового социалистического города до архитектурного «реквиема» монументальных символических форм, признаний ошибок «фасадной» архитектуры и оправдания перехода к типовым проектам. Соединяясь в мощный нарратив, материал разнонаправленного формата — от сухих сводок потерь до неоклассических проектов парадных ансамблей арок и площадей, повел свой собственный рассказ, а история довоенной застройки и восстановления Сталинграда, выраженная через архитектурные поиски тех лет, раскрылась как история идей и убеждений, которыми вдохновлялись несколько поколений людей нашей страны.

«Мы стояли среди внутренности зданий... Кругом смерть. И в эту жуткую минуту мы сказали: город смерти будет расчищен, город будет восстановлен. Мы говорили это, но, честное слово, еще не представляли себе – как же это будет?» Н. Н. Никитин «Город, восставший из пепла» (1943)

Документальный жанр всегда сложен для восприятия широкой аудитории, современная массовая культура, ориентированная на визуальный и иммерсивный эффект, диктует иные законы репрезентации историко-документальных проектов. Сегодняшняя выставка — это, в том числе, попытка разговора со зрителем о героической летописи нашей страны на ином, современном ему языке.

Создателями выставки было использовано несколько принципиальных решений. Вместо оригиналов документов, выставляемых обычно в специализированных витринах, в экспозиции представлены высококачественные фотокопии. Доступный обзор представленных в обычной развеске экспонатов позволил, таким образом, «сократить дистанцию» между документом, как свидетелем истории, и зрителем. В тоже время графические и акварельные эскизы в пространстве документальных источников заговорили иначе. Архитектура, оформляя пространственную среду, в которой протекает жизнь человека, ярче иных видов искусства отражает его связь с внешним миром и служит своеобразным материально выраженным «социальным конденсатором эпохи». Таким образом, архитектурный проект становится не столько художественным объектом, сколько документальным свидетельством идеи, его питавшей. А фотокопии документов, сохраняющие все нюансы оригинального документа: видимую текстуру бумаги, нажим цветных чернил, экспрессию автографов известных персоналий и проч. – арт – объектами, примером «индексального следа».

Кроме привычного этикетажа на выставке были использованы «QR-коды», позволяющие мгновенно получить доступ в интернете к полному тексту размещенных на выставке документов, что значительно расширяет информационную нагрузку без лишней текстуальной «перегруженности» экспозиции.

Галерея ВХУТЕМАС, в которой проходила выставка, неразрывно связанна с историей Высших художественно-технических мастерских, в прошлом — центром изучения и популяризации авангарда. Особенности этого исторического пространства были учтены при создании архитектуры выставочной экспозиции. Так, ротонда «памяти» в центре зала вторит окружности конструктивной особенности потолка и задает движение зрителю, совершающему «путешествие по временной шкале», а подъем на второй уровень галереи обыгрывает идейную концепцию восхождения, заложенную в мемориальном комплексе «Родина — мать» на Мамаевом кургане.

«Мне хочется так сделать этот реквием, чтобы в суете дел человек, который попадает на эту площадь, всей обстановкой этого реквиема был бы заставлен снять шапку перед памятью павших». Из выступления главного архитектора Сталинграда В. Н. Симбирцева 17 апреля 1946г.

Публикации в СМИ

https://rusarchives.ru/federal/rgani/30-11-2023-vystavka-gde-kazhdyy-kamen-pamyatnik-geroyam-stalingrad-1924-1967

https://historyrussia.org/sobytiya/otkrylas-vystavka-gde-kazhdyj-kamen-pamyatnik-geroyam-stalingrad-1924-1967.html?ysclid=lrop686zdo95200648

https://smotrim.ru/article/3681860

https://tass.ru/obschestvo/19418803