Новинка.
Книга «Русский стиль. Путь к национальной идентичности. Из собрания Всероссийского музея декоративного Искусства» знакомит читателей с одним из самых ярких явлений в отечественном декоративном искусстве — русским стилем — на примере уникальной коллекции Всероссийского музея декоративного искусства, впервые в столь полном объеме представленной читателям.
«Ведущие мотивы и орнаменты нового стиля исходят от древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства — иконописи, зодчества, рукописных и старопечатных книг, лубка, домовой резьбы и росписи по дереву, вышивки, набойки, ювелирного искусства и т. п. Через осмысление глубинных основ и поиск новых средств художественной выразительности русский стиль в книжной графике проявился в выдающихся произведениях, ставших реликвиями».
Искусство второй половины XIX — начала ХХ века было ознаменовано поисками нового — «национального» — стилистического языка. Представленное издание — результат более чем 40 летней работы по собиранию, научному описанию и популяризации этого уникального культурного феномена.
Русский стиль — исторически конкретная категория, напрямую зависящая от понимания «национального» в данный момент времени. В отношении данного направления современники применяли термины «национальный», «византийский», «русско-византийский», «русский», «неорусский» стиль.
Увлечение национальной историей и искусством, вызванное патриотическим подъемом времен Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, оказалось усилено свойственной Эпохе Романтизма идеализацией прошлого. Выпущенное в 1849-1853 гг. шеститомное издание «Древности Российского государства» «ученого художника» Ф.Г. Солнцева стало неиссякаемым источником вдохновения сначала для мастеров и художников, творивших в рамках «византийского» стиля, а затем и для тех, кто обратился к «фольклорному» стилю, опиравшемуся на не затронутую Петровскими преобразованиями крестьянскую культуру.
Но истинный расцвет национального, теперь уже «неорусского» стиля, начавшийся в 1880-е гг. и продолжавшийся вплоть до революции 1917 года, неразрывно связан с деятельностью членов Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова (В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М, Антакольский, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель, Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров и др.), художественных мастерских в усадьбе Талашкино княгини М.К. Тенишевой, Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве и Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Наконец, огромный вклад в создание предметов в неорусском стиле руками мастеров-кустарей внесли сотрудники Московского Кустарного музея, чьи экспонаты (Музей образцов) также представлены в настоящей публикации.
В издании дана характеристика проявления русского стиля в произведениях из разных материалов: дерева, драгоценного и недрагоценного металла, стекла, керамики, текстиля, а также в произведениях лаковой миниатюры, в графике и печатных источниках. Публикуются более 500 предметов, 200 из которых — впервые. Особую ценность представляют уникальные изобразительные материалы — эскизы и рисунки С. В. Малютина, Ап. М. Васнецова, Н. Д. Бартрама, Е. Г. Теляковского, К. А. Коровина и др.
Издание снабжено научно-справочным аппаратом — каталожными описаниями предметов, именным указателем. Альбом адресован как специалистам, так и всем интересующимся отечественной культурой.